Мэтсон родился в Нью-Джерси 20 февраля 1926 года и уже ребенком начал писательскую карьеру - несколько его рассказов и стихотворений были опубликованы в местной газете. Первый профессиональный фантастический рассказ был опубликован в 1950-ом году в "Журнале Фэнтези и Научной Фантастики". В 25 лет писатель переехал в Калифорнию, где живет и по ныне. Его литературное творчество началось с детективного романа "Ярость в воскресенье" ("Fury on Sunday"). В том же 1953 году вышел и второй его детектив "Кто-то истекает кровью" ("Someone Is Bleeding")

В 1954 году появляется его классически роман "Я - легенда" ("I Am Legend"), о последнем человеке в мире, состоящем исключительно из вампиров. "Идея книги пришла мне в голову, когда я смотрел фильм "Дракула" с Белой Лугоши - я подумал, если один вампир пугает, то целый мир вампиров будет пугать еще больше" - говорит Мэтсон. И в итоге у него это получилось. Неторопливое, очень клаустрофобическое повествование навеки вписало имя автора в анналы страшной литературы. "Я - легенда" это даже скорее не классический ужасняк, а очень удачный гибрид ужасов и научной фантастики (в мире Мэтсона вампиризм - это вирусная болезнь). Роман дважды экранизировался, один раз студией "Хаммер" с Винсентом Прайсом в 1964 под названием "Последний человек на земле" ("The Last Man on Earth"), а второй раз в 1971 под названием "Человек Омега" ("Omega Man") с Чарлтоном Хэстоном. Писатель остался недовольным обеими постановками, так как ни одна из них не приблизилась к эффектности оригинала. Вторая экранизация вообще очень сильно отошла от оригинального сценария, написанного Мэтсоном, что по словам автора "я даже не мог злиться на него [фильм]. Отход от романа бы настолько велик, что если бы людям не сказали, что это по моему роману, никто бы не догадался" (впрочем автор тут сильно перегибает). Именно это произведение стало его визитной карточкой, своеобразным символом его творчества.

Мэтсон внес огромный вклад и в другие жанры - в фантастику романом "Сжимающийся человек" ("The Shrinking Man", в русском издании также "Путь вниз"), экранизированный в 1957, вестерн (серия книг "Journal of the Gun Years", "The Gun Fight", "By the Gun"), любовную романтику (экранизация одного из его романов "Где-то во времени" ("Somewhere in Time") в 1980 породила целый культ), и детективы ("Fury on Sunday", "Someone Is Bleeding", Ride the Nightmare"). Приложился Ричард Мэтсон и к телелегенде "Сумеречная зона" (Twilight Zone), для которой регулярно писал сценарии. Он оказался на третьем месте по количеству серий, написанных для сериала (после самого автора "Сумеречной зоны" Рода Стерлинга, и Чарльза Бомонта). В 1986 году все написанные им сценарии для кино-легенды вышли отдельной книгой.

В конце 50-ых с Мэтсоном сконтактировались руководители кинокомпании American International Pictures (AIP), которая внесла значительный вклад в развитие ужасов. Ему было предложено адаптировать некоторые из произведений Эдгара По в сценарии, для начала "Падение дома Ашеров", на что Мэтсон согласился. В итоге получившийся фильм "Дом Ашеров" (1960) с Винсентом Прайсом и Родериком Ашером, который режиссировал признанный ныне классиком трэша Роджер Корман. Фильм оказался очень успешным и привел к более продолжительному сотрудничеству между Мэтсоном и AIP. Мэтсон написал сценарии к фильмам "Колодец и маятник" (1961), "Истории ужаса" (1962) и "Ворон" (1963). Мэтсон почти не работал напрямую с Корманом, но тот довольно точно следовал предложенным сценариям и довольно часто использовал угол зрения, предложенный в них. "Ворон" во многом был превращен в комедию, и Мэтсон пошел еще дальше и написал чисто комедийный сценарий для фильма "Комедия ужасов" (1963). Для AIP Мэтсон написал еще ряд сценариев, напирмер один раз впихнул в одни фильм два романа Жюль Верна. Но большей частью его сценарии касались ужасов. В 1962 году вместе с Чарльзом Бомонтом, еще одним сценаристом "Сумеречной зоны", он написал сценарий по роману Фрица Лейбера "Жена колдунья". Права на экранизацию романа принадлежали студии Universal, но AIP их перекупила, и фильм был снят. В Англии он вышел под названием "Ночь орла" ("Night of the Eagle"), а вот в США его выпустили под названием "Гори, ведьма, гори" ("Burn, witch, burn"), хотя такое название вызывает совершенно четкую ассоциацию с одноименным романом Меррита. Видимо, пути прокатчиков неисповедимы не только в нашей стране.

В итоге 60-е годы стали для Мэтсона во многом годами телевидения и кино, в литературе он ограничился написанием рассказов, которые были объединены в пять сборников - "Шок!", "Шок2", "Шок3", "Шок4" и "Волны шока". В 70-ых он больше возвращается к написанию романов, хоть и не забывает и о телевидении и кино. В 1971 году вышел фильм "Дуэль" ("Duel"), которой дебютировал молодой режиссер Стивен Спилберг (думаю многие с этим фильмом знакомы). Сценарий к нему написал Мэтсон, который развил его из собственного рассказа. Рассказ опирался на личном опыте, когда Мэтсона и его друга на узкой дороге довольно долго преследовал грузовик. Автор идею развил и продал рассказ в "Плэйбой", а затем, по предложению одного продюсера Universal превратил в полнометражный фильм. "Я сомневался, что из него можно сделать фильм на 90 минут. Но когда я начал, это оказалось не сложным. Мне даже пришлось кое-что вырезать."

В 1972 году Мэтсон адаптировал для кинофильма роман Джефа Райса "Ночной преследователь" ("The Night Stalker"), который был очень удачным (в день премьеры его смотрело 75 миллионов зрителей), что позволило создать его сиквел и сериал по мотивам фильма (правда сериал оказался не столь удачным, хоть Крис Картер и называет его в качестве одного из вдохновлений для "Секретных материалов"). Выходят фильмы "Трилогия ужаса" ("Trilogy of terror"), в котором все три новеллы это адаптированные рассказы автора, а в 1973 он сам адаптирует собственный роман "Адский дом" для фильма "Легенда адского дома" ("Legend of Hell House"), откуда по требованию продюсера были выброшены все сцены секса (такова была ситуация на рынке). В итоге фильм не понравился и самому Мэтсону, он сам признает, что это скорее всего его вина, так как режиссеру удалось сделать кое-какие аспекты очень неплохими.

Во второй половине 70-ых Мэтсон вернулся к литературе, однако довольно быстро его писательский пыл упал, а его затребованность в кино- и телеиндустрии тоже сошла на нет. Так что большая часть 80-ых прошла для автора в безвестности и молчании. Новое дыхание пришло к нему в начале 90-ых и продолжалось до 95-го, после которого опять последовал пятилетний перерыв. В 1998(?) вышла экранизация его романа "What Dreams May Come" с Робином Уильямсом в главной роли. Фильм во многом разочаровал автора, так как очень сильно исказил его видение, и часто не в лучшую сторону (в этом я убедился сам, по глупости позволив затащить себя на этот фильм. Может он визуально и впечатляющ, но неимоверно нуден, я чуть было не заснул, и дико маялся тоской). А в 1999 появилась последняя на данный момент экранизация автора - "Отзвук эха", о котором я буду рассказывать подробнее. Также последнее время иногда можно увидеть сообщения о том, что возможно будет третий раз экранизироваться "Я - легенда" (одно время главную роль пророчили чуть ли не Шварцнегеру), однако похоже эта идея так и останется лишь слухами.

К сожалению литературное наследие Мэтсона на русском представлено не очень обширно, но в последнее время его почему-то стали чаще выпускать (две книги за относительно небольшой период).